Адвокат

Switch to desktop

Оплата труда по совместительству

ВОПРОС: У нас на предприятии сложилась такая ситуация, когда кто-то из сотрудников уходит на больничный, в отпуск или уезжает в длительную командировку, его обязанности исполняет другой сотрудник. Должен ли в данном случае оплачиваться дополнительный труд?                                         


ОТВЕТ: В первую очередь, необходимо различать труд по совместительству, совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
     При совместительстве работа выполняется в свободное от основной работы время. При совмещении и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника — в тот же промежуток рабочего времени, которое отведено для основной работы.
     При совместительстве длительность работы не может превышать 4 часа в день и полный рабочий день в выходной день. Общая длительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половину месячной нормы рабочего времени.
     При совместительстве выдается приказ о принятии работника на работу по совместительству. Труд по совместительству отображается в табеле учета рабочего времени и, соответственно, оплачивается согласно трудовому договору.
     При совмещении и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника также выдается соответствующий приказ. Труд по совмещению профессий (должностей) не отображается в табеле учета рабочего времени. 

В соответствии со ст. 105 Кодекса законов о труде Украины :
     «Работникам, которые выполняют на том же предприятии, в учреждении, организации вместе со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, осуществляется доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
     Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре«.  

     В письме Министерства труда и социальной политики от 19.04.2011р. №126/06/186-11 предусмотрено, что выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения работника от своих основных обязанностей - это замена работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском (без освобождения от основных трудовых обязанностей), когда работник вместе со своей основной работой исполняет обязанности временно отсутствующего работника.
     Постановлением Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единственной тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30 августа в 2002 г. N 1298 пунктом 3 установлена доплата работникам в размере до 50 процентов должностного оклада (тарифной ставки) :
     - за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников;
    - за совмещение профессий(должностей);
    - за расширение зоны обслуживания или увеличения объема выполняемых работ.

     Отмеченные виды доплат не устанавливаются руководителям бюджетных учреждений, заведений и организаций, их заместителям, руководителям структурных подразделений этих учреждений, заведений и организаций, их заместителям.

     В соответствии с Инструкцией о применении постановления Совета Министров СССР от 4 декабря в 1981 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" от 14 мая 1982 года N 53-ВЛ выполнение вместе со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников допускается на одном и том же предприятии, в учреждении, организации с ведома работника на протяжении установленной законодательством длительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качеству продукции, выполняемых работ, обслуживания населения.

     Таким образом, за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника установлено доплату в размере до 50% должностного оклада. Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника выполняется вместе со своей основной работой. При выполнении обязанностей временно отсутствующего работника необходимо учитывать нормальную продолжительность рабочего времени (40-часовая рабочая неделя).

  

З уважением,
адвокат И.А.Нежигай
тел. (066)-794-56-17,  (097)-397-69-96

 

23.01.2013г.